Позиция публичного интеллектуала в России
Дискуссия в рамках 32-й Московской международной книжной ярмарки
У философии в России, в отличие от литературы, особая судьба. Она ведет свой отсчёт с писем Чаадаева о невозможности философии в России вследствие отсутствия свободы духа и права частного человека думать самостоятельно о том, что касается всех, о всеобщем, о res publica, как это называли римляне. И заговорив об этом, осмыслив Россию как отдельное концептуальное пространство, отличное от Запада и от Востока, задев за живое и современников и потомков, Чаадаев впервые утвердил ту самую "позицию интеллектуала", которую считал невозможной и заявил права на свободу, ранее не дозволенную властью. Эта позиция заявляет о себе не в создании строгой науки "философии", а, как и во всем мире, через "философичесий жанр»” публичное слово об общем с точки зрения частного лица, хорошо тренированного в деле мышления. Эту позицию может занимать не только философ, но и журналист и ученый и поэт и писатель. И наиболее успешной и оригинальной и яркой она была у тех, кто говорил с учетом характеристик и параметров, возможностей и невозможностей пространства, в котором они живут и на языке которого мыслят. По сути, речь идет о судьбе свободы в России.
Дискуссия на тему «Позиция публичного интеллектуала в России», организованная Литературной премией им. Александра Пятигорского в рамках 32-й Московской международной книжной ярмарки, состоялась 5 сентября в 18.00.
Участники дискуссии:
Ксения Голубович, литератор, председатель литературной премии им. Александра Пятигорского Фонд Александра Пятигорского;
Олег Алексеев, философ, член Наблюдательного совета премии им. Александра Пятигорского;
Александр Филиппов, социолог, лауреат премии им. Александра Пятигорского, Россия;
Кирилл Мартынов, философ, член жюри премии им. Александра Пятигорского, Россия;
Денис Кораблин, получатель Стипендии им. Александра Пятигорского.