В.Бибихин о причинах отхода Л.Толстого от художественности
Ближе к концу «Дневников Льва Толстого» В. Бибихин высказывает догадку о причинах толстовского «отхода от художественного»
Ближе к концу «Дневников Льва Толстого» В. Бибихин высказывает догадку о причинах толстовского «отхода от художественного».
«Начну снова со сравнения с детством. Кого-то может быть обращала на себя внимание краткость детских сочинений. Осенняя песенка из двух слов, маленькая скрипочка. Или вечерняя из трех, одинокий маленький трамвай. В культуре, в которой я подозреваю высокую школу смены ума, в так называемой ведической религии, быстрота смена кадров внутри гимнов не оставляет места для художественного, оно просто не успевает развернуться. Для развертывания художественного нужна стабильность глаз, которой в высокой школе ума просто не остается: так велика там способность видеть вещи так и еще и иначе. У Толстого растет школа и навык смены глаз; возросшая привычка, увидев вещь так, увидеть ее еще и иначе, выметает стабильность, необходимую для развертывания художественного» (с. 413).