Ксения Голубович. Встречи на неизвестной родине.
Текст Олега Игоревича Генисаретского к эссе Ксении Голубович «Встречи на неизвестной родине»
Всем, кто заглядывает на страничку Кафедры Литературно-философской премии им. А. Пятигорского, искренне рекомендую прочесть эссе Ксении Голубович «Встречи на неизвестной родине».
Им завершается второе, - обстоятельно прокомментированное и удачно проиллюстрированное издание известной книги М.К. Мамардашвили “Психологическая топология пути”[1].
Как явление литературно-философское оно, я думаю, заслуживает особого названия хрестоматийного, что позволяет терминологически отличать его от академических издательских проектов вроде “Литературных памятников” или “Памятников науки и техники”. И далее признать за хрестоматийными проектами неустранимую открытость горизонтов истолкования - в настоящем, актуальном времени продумывания, проговаривания, записывания, слушания и чтения[2].
Эссе Ксении Голубович, - начиная с названия и до последней страницы его , - пропитано, высветлено такой сродной своему предмету открытостью.
Как разновидность прозаического слова эссеистика характерна предельной свободой личностной выразительности и восприимчивости[3]. Порою даже создается впечатление, что ты, читая эссе, присутствуешь при живой, взаимно приемлющей встрече его автора со своим героем, сознавая при этом, что то и другое заочно.
При чтении эссе Голубович, возникает ощутимое “внутренними часами” впечатление, что несмотря на значительный объем, написано оно в один присест (хотя со слов автора он длился четыре-пять месяцев).
Изящный и стремительный текст эссе будто ускоряется при чтении от первой части к третьей и сжимается в пронзительную итоговую формулу о невозможности любви, как таковой, в этом мире, в пределах отпущенной нам жизни.
Прочтя эссе Ксении Голубович с начала и до конца, вам возможно удастся узнать и почувствовать что и как думал об этом сам М.К. Мамардашвили. И почему до конца дней своих возможность мыслить самому, наособицу считал радостью!
PS
Читательской судьбой так было подстроено, что “Встречи на неизвестной родине” оказались на моем письменном столе рядом с книгою Раисы Зильберман “О возможности любви. Радость и горечь длиною в жизнь. История философа Давида Зильбермана” СПб,: Алетейя, 2015.
Но об этой возможной невозможности vs невозможной возможности как нибудь в другой раз!
[1] Мераб Мамардашвили. Психологическая топология пути - М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014, - 1232 с.
[2] Чтобы составить представление о разнообразии видов такой открытости, стоить сравнить то, что уместилось на тысяче слишком опубликованных страниц, - с материалами портала https://mamardashvili.com, также посвященного жизни и творчеству нашего философа.
[3] Одно из америк. имен эссеистики liberal studies говорит ровно об этом.