Признанный мастер мифологического романа, автор «Белки», «Онлирии», «Острова Ионы», в своей новой – итоговой – вещи предстает как художник-философ, вступающий в диалог с Богом и Бытием. В наш век торжествующей рациональности, апологии техники и технологий, приоритета искусственного перед естественным, технически-сделанного – перед дышащей, живородной реальностью, Анатолий Ким творит образ Мироздания, в котором мысль и эмоция, логос и агапе сплетены неразрывно, где знание есть одновременно восчувствие, где действие – не насилие над миром, а соработничество, где каждый элемент бытия, будь то одуванчик Родэй, камень Ондар, малютки облака Афонька и Вова, персонализируется, через человека, поставленного в начале времен нарекать имена тварям, обретает лицо, утверждается в своей единственности и одновременно неразрывности с Целым Вселенной. Современному человеку, в погоне за дополненной реальностью надевающему 3D очки, писатель раскрывает мир, где не нужны технические приспособления, чтобы преодолевать расстояния и эпохи, мир, в котором ничто не исчезает, но все соприсутствует, взаимопроницает, отражается одно в другом, и в каждый миг человеку, обладающему подлинным зрением и разумением вещей, открывается всеединство, глубинное родство твари. Стоя перед лицом Апокалипсиса, чувствуя не только этические, но и онтологические пределы техногенно-эгоистической цивилизации, зыбкость ее фундамента, глубинную неправду нынешнего бытийного выбора, Анатолий Ким выдвигает образ реальности, движимой энергией любви, человечества, переходящего, по мечте Циолковского, в лучистое состояние, Вселенной, подлинная основа и смысл которой – Радость и Рай.
Для Кима Рай – главная мифологема, лежащая в основании мира, определяющая пути всемирной истории, судьбу каждой личности, неважно – великой или малой, знаменитой или забвенной. К Раю устремляется все в бытии, с ним соприкасается, его ищет, обретает, утрачивает, снова находит и человек, и зверь, и цветок, и облако, и звезда, и туманность. Каждое существо, от охотника первобытных времен и ставшей на миг его спутницей Серебряной Тосико, от старушки, заботливо кормящей мышь крошками и собеседующей с ней на языке родства и любви, до Александра Македонского, Пушкина и космического философа Циолковского, несет в себе свой образ рая, скроенный по индивидуальной внутренней мерке, ощущает его живое присутствие.
Совершенная архитектоника, неслиянность-нераздельность мысли и образа, уникальность художественного зрения и авторского философского видения делает роман «Радости Рая» подлинным шедевром философской прозы. И нельзя не отметить богатство творческой палитры писателя, разнообразие интонаций, от патетики до блестящего юмора, виртуозное владение словом, раскрывающее, почти по формуле «Сезам – отворись», сокровищницу русского языка, который в руках Анатолия Кима звучит поистине как скрипка в руках Страдивари, – и это в нынешнюю эпоху упрощения слова и смысла, редукции словаря среднестатистического пользователя – интернетом и бытием!
Роман «Радости Рая» не рассчитан на поверхностное, легкое, ни к чему не обязывающее чтение. Этот метароман – своего рода вызов современной эпохе и ее читателю, прагматичному, ценящему свое время, которое – деньги, нацеленному на скорочтение, на элементарность языка и предельный схематизм мысли. От человека, вступающего в его мир, роман требует умственного и сердечного усилия, широкого культурного горизонта, внутренней готовности не поглядывать на часы, а главное – духовного самостояния, открытости диалогу с писателем, который в романной вселенной, благодаря взаимопроницаемости ее пространств и времен, оказывается рядом с ним.
Номинатор: Гачева Анастасия