Литературная премия
имени Александра Пятигорского

Премия учреждена с целью поддержки интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества. Присуждается за лучшее философическое сочинение.

V Сезон премии (2017 – 2018)

Лауреат
Олег Аронсон
Олег Аронсон
за книгу «Силы ложного. Опыты неполитической демократии»

Короткий список

  1. Силы ложного. Опыты неполитической демократии
    Олег Аронсон
    М.: Фаланстер, 2017 г.
  2. О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе
    Татьяна Горичева
    СПб.: Алетейя, 2015 г.
  3. Теория литературы: проблемы и результаты
    Сергей Зенкин
    М.: Новое литературное обозрение, 2017 г.
  4. Метео-чертик. Труды и дни. 1941 г.
    Зоя Ерошок / Ольга Раницкая
    М.: Новая газета, Фонд памяти, Музей истории ГУЛАГа, 2017 г.
  5. Памяти памяти
    Мария Степанова
    М.: Новое издательство, 2017 г.

Жюри

  • Ксения Голубович
    литератор, аналитик литературы – Председатель жюри
  • Юрий Арабов
    прозаик, поэт, сценарист
  • Александр Архангельский
    литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель
  • Олег Генисаретский
    доктор искусствоведения
  • Гасан Гусейнов
    доктор филологии, переводчик
  • Кирилл Мартынов
    философ, публицист
  • Анна Наринская
    критик
  • Елена Петровская
    философ, антрополог, культуролог
  • Зинаида Стародубцева
    искусствовед
  • Александр Филиппов
    социолог, философ, переводчик

Длинный список и номинаторы

Силы ложного. Опыты неполитической демократии
Силы ложного. Опыты неполитической демократии

Силы ложного. Опыты неполитической демократии

Олег Аронсон
М.: Фаланстер, 2017 г.

Книга продолжает линию радикальной философии, идущую от Спинозы и через Делёза. В ней не удваивается мир средствами традиционной рефлексии. Вместо метафизики – физика тел, их нескончаемых и по-разному организованных взаимодействий.

Номинатор: Елена Петровская, философ, антрополог, культуролог

Живые картины
Живые картины

Живые картины

Полина Барскова
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014 г.

За актуализацию и неофициозное решение одной из самых острых и важных тем ХХ века.

Номинатор: Олег Лекманов, преподаватель кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ

Музей 90-х: Территория свободы
Музей 90-х: Территория свободы

Музей 90-х: Территория свободы

Катерина Беленкина, Илья Венявкин, Анна Немзер, Татьяна Трофимова
М.: Новое литературное обозрение, 2016 г.

Эта книга расширяет границы понятий. Во-первых, она называется «Музей» и таким образом говорит нам, что музей – это больше не здание. Это – хранилище памяти поколений, а носитель может быть любым. Во-вторых, это Музей 90-х – то есть времени, которое пока не принято считать прошлым, не принято изучать через документы и свидетельства, скорее принято определять через сегодняшнее отношение к происходившему тогда. А эта книга – исследование, основанное на свидетельствах. И состоит из интереснейших интервью, из которых складывается картина времени. И, наконец, «территория свободы» – определение времени, вытекающее из интервью, разрушает принятые сейчас клеше вроде «лихих 90-х» и возвращает читателей к тому восприятию времени 90-х, которое соответствовало той эпохе. Авторы этой книги проделали огромную работу, чрезвычайно важную для гуманитарной мысли, для истории сегодня, поэтому эта книга достойна всяческого поощрения и наград.

Номинатор: Илона Кишш, литературовед-русист, переводчик русской философской мысли и художественной литературы

Гомбрих, или Наука и иллюзия. Очерки текстуальной прагматики
Гомбрих, или Наука и иллюзия. Очерки текстуальной прагматики

Гомбрих, или Наука и иллюзия. Очерки текстуальной прагматики

Степан Ванеян
М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015

На редкость важная книга для всех гуманитариев, пытающихся найти точку зрения для овладения взором (view) и отзыва текстом (review) своего культурного объекта, будь это предмет визуального, словесного или даже мультимедийного жанра. Известный парадокс Гомбриха – ведь это и есть отправной пункт автора, профессора-искусствоведа Степана Ванеяна, великолепного специалиста методологии искусствознания, приводит его к очередному парадоксу: чтобы искусствознание стало настоящей наукой, оно должно перестать быть знанием об искусстве, а должно превратиться в знание о себе как о науке. Саморефлексивность искусствознания как науки и его деятеля обосновывает метод «текстуальной прагматики», в которую и вводит данный сборник своего читателя. Это не просто «очерки», а тщательно выстроенная словесная система концептуальных и контекстуальных интереференций в творчестве Гомбриха с классиками минувшего века: Поппером, Варбургом, Панофским, Митчеллом, Прециози, Виндом. Данные case studies нужны автору (опять парадокс!) вписать историю и методологию русской науки об искусстве в историю европейской искусствоведческой мысли 20 века. Найти язык диалога между ними – это и есть важнейшая задача и основная ценность текстуальной прагматики Ванеяна. Ставка велика: выйти за собственные границы во всех направлениях, и дисциплинарных, и географических, и медиальных. Вызов брошен – не только искусствознанию, но и всем гуманитарным наукам. Этот жест сам по себе достоин премии Пятигорского

Номинатор: Илона Кишш, литературовед-русист, переводчик русской философской мысли и художественной литературы

Перевод​ книги Э.Э. Шмитта «Человек, который видел сквозь лица»
Перевод​ книги Э.Э. Шмитта «Человек, который видел сквозь лица»

Перевод​ книги Э.Э. Шмитта «Человек, который видел сквозь лица»

Ирина Волевич
СПб.: Азбука-Аттикус, 2017 г.

Э.Э. Шмитт «Человек, который видел сквозь лица» – практически первый роман о терактах в Европе, с глубоким анализом сути терроризма. Шмитт сегодня – один из самых популярных и прославленных писателей.

Номинатор: Татьяна Арзамасова, участник группы AES+F Group

 

О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе
О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе

О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе

Татьяна Горичева
СПб.: Алетейя, 2015 г.

Книга известного российского философа Татьяны Горичевой – в полном смысле слова явление Женского Логоса. Это яркая, творческая и одновременно сердечная мысль. Татьяна Горичева пишет о тайне свободы и тайне личности, о философии пола и метафизике Эроса, о «магии повседневного» и «плененности негативным», об «утопии одиночества» и «риске щедрости», о смысле творчества и высоком юродстве. Она размышляет о человеке, но не забывает и его братьев меньших, животных, которые, в отличие от Адама, «не оставили рая». Кажется, что буквально каждый элемент бытия и истории входит в орбиту ее сочувственного, понимающего, любовного зрения. Христианство Татьяны Горичевой – христианство свободы, ответственности и любви. Той совершенной любви, которая, по слову ап. Иоанна Богослова, «изгоняет страх», которая открывает «тайну другого» и возлагает на человека долг попечения о мире, когда-то вверенном ему в творческое обладание и возделывание. Это живое, творческое, дерзновенное христианство, не закрывающееся от истории, а вносящее Христа в гущу мира, видящее его в самом сердце материи». Христианство надежды, света, который светит «сидящим во тьме и сени смертной», пасхальной радости, побеждающей зло и смерть.

Номинатор: Анастасия Гачева, доктор филологии, ИМЛИ им.А.М.Горького

Цикл статей «По краю слепого пятна»
Цикл статей «По краю слепого пятна»

Цикл статей «По краю слепого пятна»

Виктор Голубинов
Станица автора на аcademia.edu, 2014-2017 гг.

Рекомендую как номинатор Пятого сезона Премии имени А.М. Пятигорского включить в длинный список Голубинова Виктора Владимировича как автора Цикла статей «По краю слепого пятна» (2008-2017 гг.), опубликованных в различных источниках и представленных как Цикл на авторской странице международного научного сайта academia.edu. В Цикле исследовательских биографических статей Голубинова В.В. прослеживаются судьбы членов его семьи и их друзей на основе изучения и интерпретации многочисленных документов, фотографий, писем, дневников из домашнего архива и многолетних самостоятельных архивных поисков во многих странах. Несомненный литературный и исследовательский дар и личный интерес позволил Голубинову В.В. стать уникальным археологом и бытописателем, дешифровщиком повседневной и публичной жизни членов семьи, за которой проступила Большая история России XX века. Это потребовало огромных и своевременных усилий, поскольку многое могло исчезнуть из культурной памяти в силу сложнейших обстоятельств российской истории, репрессивных государственных механизмов «стирания» памяти и даже личного выбора членов семьи как условия выживания. Но этого, к счастью, не произошло. Автору удалось дать «вторую жизнь» членам своей семьи Персонажи обрели свои научные биографии, голос и достойное место в истории народа и страны. Помехи, наложенные временем, «слепое пятно» удалось в значительной мере устранить. Память сохраняет, но и сама нуждается в сохранении. Автор дает нам замечательный пример такого сохранения.

Номинатор: Тамара Фокина, философ, поэт

Жизнь как автор
Жизнь как автор

Жизнь как автор

Надежда Венедиктова
Журнал «Знамя», 2016 г., №9

Надежда Венедиктова пишет прозу «между жанрами», в виде развернутого философского эссе, размышляя о становлении личности на границе культур и даже цивилизаций. Автор проживает в Сухуми – выросла и сформировалась там как своеобразный мыслитель, одновременно и дистанцированный (она не принадлежит культуре Кавказа, но живет в ее среде), и «свой» для русской словесности интеллектуал. Ей там непросто найти себе отклик – и она нашла его в журнале «Знамя», став нашим нечастым, но постоянным автором. Надежда Венедиктова родилась в 1952 году в Новгороде, переехав в детстве с родителями в Сухуми. Поле окончания вуза вернулась в Абхазию, сменила несколько профессий – от киномеханика до главного редактора журнала «Гражданское общество», представляющего неправительственные организации Абхазии. Автор 4 книг стихов и прозы. В «Знамени» печатается с 1997 года (см. Журнальный Зал РЖ, авторы). Живет в Сухуми.

Номинатор: Наталья Иванова, литературный критик

Ольга Берггольц: Смерти не было и нет
Ольга Берггольц: Смерти не было и нет

Ольга Берггольц: Смерти не было и нет

Наталья Громова
М.: АСТ, 2017 г.

В книге Натальи Громовой «Ольга Берггольц: смерти не было и нет» на основе судьбы и стихов замечательной русской поэтессы («блокадной мадонны») Ольги Берггольц написана вся страшная, убийственная философия нашей жизни, жизни, которая по каждому из нас пройдет катком, а мы, и зная это, вместо того, чтобы отползти в сторону, цепляемся за нее из последних сил, потому что иначе, вне ее, не можем себя и представить.

Номинатор: Владимир Шаров, писатель

Из Венеции: Дневник временно местного
Из Венеции: Дневник временно местного

Из Венеции: Дневник временно местного

Валерий Дымшиц
СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2017 г.

Венецианские заметки Валерия Дымшица, преподавателя биологии, переводчика с идиш и историка культуры восточноевропейских евреев, представляют собой идеальный философский роман, как его понимал А.М. Пятигорский в манифесте «О сознании в 2009 г. в преддверии философского романа». Герои этого романа – экземпляры сознания, и развивается он не как хронология, а как топология. В Венеции наблюдатель Дымшиц обнаруживает соположения совершенно разных сознаний, среди которых частенько оказывается и отрефлексированное его собственное («в путешествии меняешься очень быстро»).

Номинатор: Ольга Серебряная, эссеист, переводчик

Империя должна умереть
Империя должна умереть

Империя должна умереть

Михаил Зыгарь
М.: Альпина Паблишер, 2017 г.

Это исключительно важная хроника предреволюционных и революционных событий начала ХХ века. Книга помогает почувствовать атмосферу, понять логику главных акторов исторической сцены, провести многочисленные параллели с современностью. Подобная «объективная панорама» написана впервые – и, по-моему, для понимания нашей истории она делает больше, чем многие субъективные её интерпретации.

Номинатор: Владимир Мирзоев, режиссер

Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского
Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского

Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского

Татьяна Касаткина
М.: ИМЛИ РАН, 2015 г.

Книга филолога Татьяны Касаткиной посвящена философии и онтологии образа, в первую очередь, анализу визуального образа у Достоевского. Если в XX веке исследования творчества писателя в основном были сосредоточены на том, что и как говорят его герои (полифония), то XXI – век визуальной культуры – более всего заинтересован в понимании того, что Достоевский показывает, как он это делает, почему его картины остаются живыми. Эта книга очень актуальна сегодня, когда возникает потребность вернуть вещи и человеку образную целостность. И Касаткина показывает, как в этом может помочь опыт великого писателя.

Номинатор: Владимир Губайловский, литературный критик

Срубленное дерево жизни. Судьба Николая Чернышевского
Срубленное дерево жизни. Судьба Николая Чернышевского

Срубленное дерево жизни. Судьба Николая Чернышевского

Владимир Кантор
М.-СПб.: Центр Гуманитарных Инициатив, 2016 г.

Это очень важная книга. В.К. Кантор широко известен как историк русской мысли и писатель, у него много замечательных книг, но именно эта кажется мне одной из лучших. Это документальная работа, биография, но она написана как роман и как философский трактат одновременно. Мое ощущение – с первых же страниц – необыкновенная свобода высказывания от первого лица. Кантор идет наперекор утвердившимся взглядам и отстаивает точку зрения, которая, как мне кажется, слишком многим не только не близка сейчас, но и не будет близка никогда. Это – как говорит сам автор – апология Чернышевского, некогда привлекшего к себе умы нескольких поколений, но впоследствии не столько забытого, сколько опороченного сначала в советское время, неумелым, неуместным и навязчивым восхвалением, а потом и теми, кто это время и все его смыслы полностью отторгал. Не обязательно соглашаться с Кантором ни в целом, ни в деталях, чтобы опознать в его книге совершенно новый, свежий взгляд, время для которого уже настало. В судьбе Чернышевского, как ее изображает Кантор, мы видим трагедию русского христианского просветительского реформизма. Что деятельная натура такого масштаба должна была оказаться в полном смысле государственным деятелем, прекрасно понимал – и писал об этом – Розанов. Кантор в целом стоит на сходной точке зрения, но только у него свой, не очень радостный, но и не безнадежный, обогащенный новым опытом взгляд на историю. Эта история в его книге – простите за банальность, но это правда, – как живая, со множеством деталей, живых людей, о которых далеко не беспристрастный автор говорит жестко или с восхищением, не отказываясь, вопреки многим канонам, от морального суждения. Я бы очень хотел, чтобы книгу заметили и спорили о ней. По редкому сочетанию писательского дара, исследовательской страсти, философской и гражданской принци-пиальности она, безусловно, достойна стать участником конкурса на соискание премии.

Номинатор: Александр Филиппов, социолог, философ, переводчик

Калейдоскоп. Расходные материалы
Калейдоскоп. Расходные материалы

Калейдоскоп. Расходные материалы

Сергей Кузнецов
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016 г.

По моему мнению, «философичность» – это именно то свойство романа Сергея Кузнецова «Калейдоскоп. Расходные материалы», которое заставляет поклонников текста влюбляться в него мгновенно и навсегда, а любителей «настоящей литературы» отпугивает и формирует неоднократно упоминавшееся в устных и блоговых рецензиях ощущение шаткости романной почвы. Формально «Калейдоскоп» – это роман о том, что такое быть русским в ХХ столетии. Его шанхайские главы, парижские, африканские или привязанные к условному «Дикому Западу», локализованные в распадающемся Варшавском блоке или условной Персии – все показывают многомерное пространство глобальной русскости, которое, кажется, принципиально не может быть описано в монологическом линейном повествовании. Это изображение реального «русского мира» – не пропагандистской агитки развязанной войны, а действительного мира, пронизанного русским языком и культурным обиходом. Но важно удерживать в сознании и другое: не только от читателя, но и от автора сюжеты ХХ века (Гражданская война в Испании, эмигрантские попытки приспособиться к новой жизни, вечное возвращение в утраченные места памяти) отделены не временем и не пространством, а локусами рассказывания. Каждый из нас многажды слыхал эти истории, в которых подлинная реальность чужой жизни мешается с прочитанными книжками и виденными фильмами: «А мой дядя в 1932-м – прямо как у Конрада, помнишь, «Сердце тьмы» у Конрада?». Эту дистанцию автор романа не пытается отменить или дезавуировать, но напротив, ставит в самый центр своего повествовательного механизма. «Калейдоскоп» Кузнецова можно назвать рассуждением о трагедии людей русского мира в той же мере, в какой прощанием с постмодернистским романом пелевинского типа. Сводя, как и предшественники, узнаваемые фрагменты комически конфликтующих дискурсов, он достигает гораздо более значительного эффекта. Дискурсивная позиция Кузнецова напоминает о Джоне Барте времен «Химеры» с его влюблённостью в анфиладу историй Шахрезады: бесконечная вложенность историй обрекает каждого из героев на не-завершенность, «за-данность, но так никогда и не данность» в терминах околобахтинских, но и дарит ему текстовое бессмертие. То, у чего нет и не может быть конца, никогда не придёт. Но если Барт радостно чествовал автономное бытие рассказа как бесконечного пересказа, то Кузнецов включает в рассказ неотменимость смертности и тления самого рассказчика. Причудливо вьющаяся цепь пересказов упирается, по-видимому, в атомарный, неделимый и непересказываемый момент, когда вся громада романа проскальзывает в сознании стареющего персонажа, просыпающегося ночью и движущегося к туалетной комнате, стараясь не разбудить свою стареющую жену. Эта узловая картина окрашивает нотой бренности всю героику, всю легендарику, разухабистую веселость героев, рассказывающих прежде рассказанное словами, уже включенными прежде в чужие рассказы. Русский концептуализм, американский постмодернизм, французский новый новый роман, неомифологизм Тутуолы и Апдайка – всё это автор делает такими же стёклышками в калейдоскопе, каплями в фасетчатом шаре мироздания, как и исторические обстоятельства, мистические учения или кинематографические блокбастеры. «Калейдоскоп» демонстрирует нам и творческое дерзновение, и смиренную аскезу писателя, не забывающего в творчестве продолжать отмышлять от себя механизмы, инструменты и сам акт творения.

Номинатор: Александр Гаврилов, критик

Пришед на пустошь
Пришед на пустошь

Пришед на пустошь

Виктор Лапицкий
СПб.: Пальмира, 2017 г.

Роман В. Лапицкого был написан в 1983-1986 годах, но опубликован только сейчас. Причиной тому – его формальная изощренность и сложность, наследующая французскому новому роману и радикальному послевоенному авангарду в музыке, с одной стороны, а с другой – профетическая, опережающая свое время сила. Литература здесь вбирает в себя и концептуализирует телекоммуникации и видео-игры как своего рода новую онтологию и новый режим чувственности, письмо испытывает на прочность свои вербальные границы и устремляется за их пределы – задолго до тематизации электронных медиа в отечественной изящной словесности.

Номинатор: Александр Скидан, поэт, переводчик, критик

Теория литературы: проблемы и результаты
Теория литературы: проблемы и результаты

Теория литературы: проблемы и результаты

Сергей Зенкин
М.: Новое литературное обозрение, 2017 г.

Книга Сергея Зенкина «Теория литературы: проблемы и результаты» – результат многолетнего исследовательского труда автора по отбору и анализу литературно-теоретических идей и понятий. Автор определяет свою книгу как «учебное пособие высшего уровня», понимая под этим определенную ступень высшего гуманитарного образования, но стоит раскрыть книгу буквально на любой странице, как сразу же обнаруживаешь и другой смысл приведенного определения: это и высочайшая требовательность, предъявляемая автором к своей работе, тщательность отбора материала и продуманность деталей его представления, и конечно же, великолепный стиль изложения, который можно было бы определить как «изящная точность».

Номинатор: Андрей Парамонов, философ, участник издательского проекта Фонда Мераба Мамардашвили

Сталин: от Фихте к Берия
Сталин: от Фихте к Берия

Сталин: от Фихте к Берия

Модест Колеров
М.: Модест Колеров, 2017 г.

«Сталин» Колерова – фундаментальное и провоцирующее (начиная уже с заглавия) исследование политического языка сталинской эпохи, ведущееся в рамках истории понятий. Колеров демонстрирует, что логика советского проекта в интеллектуальном плане целиком принадлежит к истории европейского позднего модерна – не являясь «сбоем», нарушением или искажением некоего «истинного смысла», а, напротив, его вполне последовательным раскрытием в конкретной исторической ситуации. Сочетание внимательности и вкуса к конкретному, к исторической детали с масштабным концептуальным видением автора делает работу Колерова ярким событием в отечественном интеллектуальном пространстве, способствующим усложнению и углублению понимания как русского, так и мирового XX века.

Номинатор: Андрей Тесля, философ

ДНЕВНИК 2011-2015
ДНЕВНИК 2011-2015

ДНЕВНИК 2011-2015

Александр Маркин
Тверь: KOLONNA Publications, 2016 г.

Александр Маркин, живущий в Цюрихе филолог-германист, переводчик Томаса Бернхарда, страстный поклонник Гёте и исследователь американской массовой культуры, много лет ведет дневник. Это повесть о распаде, о желании умереть и страхе смерти. Центральная часть «Дневника 2011-2015», третьего изданного в России тома сочинений Маркина, посвящена страшной смерти отца автора от онкологического заболевания в бездушной и бессовестной Москве. Внезапно Маркин уводит читателя в мир медведей, не только беспечно обитающих в России, но и вторгающихся в жизни россиян. Главный герой этой книги – страшный Русский Медведь.

Номинатор: Дмитрий Волчек, литератор

Диссиденты
Диссиденты

Диссиденты

Глеб Морев
М.: АСТ, 2017 г.

Книга «Диссиденты» – это не просто исследовательские интервью, которые Глеб Морев брал в течение нескольких лет у участников диссидентского движения. Это вполне осознанная установка на рассказ об истории идей. О том, как формировалась альтернативная система ценностей и постепенно превращалась в систему взглядов. Как из ничего родилось нечто.

Номинатор: Александр Архангельский, литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель

Анатомия и физиология цивилизации
Анатомия и физиология цивилизации

Анатомия и физиология цивилизации

Игорь Рябов
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015 г.

Книга И.В. Рябова «Анатомия и физиология цивилизации» – это труд, значение которого невозможно переоценить. Автор, профессиональный физик, ищет ответы на фундаментальные вопросы философии и человеческого бытия, привлекая знания и методы науки, которыми он владеет на профессиональном уровне, а также глубоко погружаясь в хорошо знакомую и близкую ему область искусства. Книга демонстрирует наиболее широкий, универсальный, междисциплинарный подход, который редко можно встретить в современной философской литературе и который дает возможность найти совершенно новые решения или максимально приблизиться к ответам на «вечные вопросы», тревожащие человечество с давних времен и до сих пор не получившие удовлетворительного толкования. Такого рода книги практически отсутствуют на современном книжном рынке. В то время как большинство работ классических и современных философов расписываются в бессилии попыток человеческого разума решить основные вопросы мироздания и в лучшем случае лишь изобретают оригинальный подход к этим вопросам (без их решения), а в худшем – ищут ответы в областях «трансцендентального» или «сверхъестественного», автор, не сомневаясь в силе человеческого разума, предлагает научно-обоснованные и логически доказанные решения многих «проклятых» вопросов человеческого бытия. Написанная живым ясным языком, полная свежих идей книга, без сомнения, вносит свой оригинальный вклад в философское понимание мира.

Номинатор: Сергей Старостин

Бюллетень Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации ИНТЕЛРОС
Бюллетень Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации ИНТЕЛРОС

Бюллетень Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации ИНТЕЛРОС

Александр Неклесса
М.: Комиссия по социальным и культурным проблемам глобализации, ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия 2016-2017 гг.

Одно из немногих регулярных изданий, позволяющее взглянуть на развитие мира интегрально, обобщающе. Материалы интеллектуально мощные, с взвешенной уверенной эмоциональной компонентой.

Номинатор: Николай Ютанов, издатель, футуролог

«Дикие карты» будущего. Форс-мажор для человечества
«Дикие карты» будущего. Форс-мажор для человечества

«Дикие карты» будущего. Форс-мажор для человечества

Сергей Переслегин, Елена Переслегина
СПб.: Terra Fantastica, 2017 г.

Книга Сергея и Елены Переслегиных посвящена расширению представлений читателя о ближайшем будущем человечества и о возможных способах наших взаимоотношений с грядущим.

Номинатор: Павел Девятинин, философ, юрист

Флавий Филострат. Жизни софистов
Флавий Филострат. Жизни софистов

Флавий Филострат. Жизни софистов

Елена Рабинович
М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017 г.

В этой книге-биографии возвращено достоинство философского внимания, избавившее ее от морока незавершенных событий, философии вручен эксперимент, отличающийся от естественнонаучного эксперимента, а философ может, оспорив былое приятельство с софистами, пережить самую мирную приязнь Софии. Язык перевода, вступительной статьи и комментариев, несущий мирный дух, и ум, выхваченный молнией различий – вот что такое эта книга.

Номинатор: Александр Марков, филолог

«Метео-чертик. Труды и дни. 1941 г.» Рукописная книга-дневник, созданная в Карлаге, и история жизни ее автора – Ольги Михайловны Раницкой
«Метео-чертик. Труды и дни. 1941 г.» Рукописная книга-дневник, созданная в Карлаге, и история жизни ее автора – Ольги Михайловны Раницкой

«Метео-чертик. Труды и дни. 1941 г.» Рукописная книга-дневник, созданная в Карлаге, и история жизни ее автора – Ольги Михайловны Раницкой

Зоя Ерошок / Ольга Раницкая
М.: Новая газета, Фонд памяти, Музей истории ГУЛАГа, 2017 г.

Этот рукописный дневник размером с ладонь был создан заключенной Карлага в 1940-е годы. Маленькую книжечку она посвятила своему сыну Сашке, для него рисовала веселые картинки и сочиняла двустишия о лагерной жизни. Волею судеб не суждено было этой книжечке встретиться с Сашкой, но она не пропала, ее сберегли. Эта «история в картинках» стала вещественным доказательством удивительной судьбы ее автора — Ольги Раницкой, сумевшей сохранить поэзию и любовь к жизни в тяжелейших обстоятельствах.

Номинатор: Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»

Введение в философию: пластичность повседневности
Введение в философию: пластичность повседневности

Введение в философию: пластичность повседневности

Жюли Реше
М.: Опустошитель, 2017 г.

Собранные в этой книге заметки и рассуждения Жюли на разные темы играют исключительно служебную роль в постановке главной и единственной философской проблемы, которой эта книга примечательная и за которую, я полагаю, сам А.М. Пятигорский счёл бы её небезынтересной: можно ли приручить спонтанно и автономно развивающееся философское размышление? Собранные в книге очерки – следы мысли, возникающей в произвольном месте рутинного житья-бытья, и мгновенно навязывающей свои правила внутренней игры. Postfactum мысль может оказаться неловкой, незрелой, несостоятельной и непристраиваемой ни к чему замечательному, однако благодаря самим её явлениям ни с того ни с сего у нас и возникает этот своеобразный интеллектуальный азарт, который и делает философию – философией. В этом аспекте, книга Жюли Реше и связанная с ней серия философских очерков последних лет, опубликованных в разных местах Рунета, это поучительные опыты свободного мышления о том, что интересно – следовательно, мышления о чём угодно, но исключительно лишь об этом; в этой верности бегу собственной мысли, я полагаю, состоит суть и философского опыта А.М. Пятигорского.

Номинатор: Михаил Немцев, философ, журналист

Facebook посты Льва Рубинштейна
Facebook посты Льва Рубинштейна

Facebook посты Льва Рубинштейна

Лев Рубинштейн
За 2014 – 2017 гг.

Они тонки, смешны и утешительны (и в ответ на политические события и просто как life stories) – и меня очень интригует и радует их онлайн жизнь – думаю об ответах читателей, и ответе Льва на их ответы.

Ссылка на facebook
Номинатор: Эллен Руттен, амстердамский славист

Обреченный Икар. Красный Октябрь в семейной перспективе
Обреченный Икар. Красный Октябрь в семейной перспективе

Обреченный Икар. Красный Октябрь в семейной перспективе

Михаил Рыклин
М.: Новое литературное обозрение, 2017 г.

Эта книга, написанная философом на материале биографии собственной семьи, очерчивает столетие Октябрьской революции и историю страны через личную, семейную историю, переосмысление которой приводит автора к пусть спорным и неоднозначным, но определенно жизненно важным, и, главное, честным, бескомпромиссным выводам – не только философским, но и политическим. Из перспективы столетней истории книга безжалостно врезается в современность, не оставляя места для иллюзий. Философское осмысление российской истории представлено здесь в форме живого рассказа, подкрепленного документальными свидетельствами.

Номинатор: Оксана Тимофеева, философ

Иван Ауслендер: роман на пальмовых листьях
Иван Ауслендер: роман на пальмовых листьях

Иван Ауслендер: роман на пальмовых листьях

Герман Садулаев
М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 г.

Это роман идей, главный герой которого, профессор санскритологии, втянутый в «протестное движение», постоянно анализирует текущую политику в антропологическом ключе, к тому же в текст романа включен курс лекций героя о средневековой философии Индии; понятой, впрочем, весьма своеобразно. Полагаю, что «Иван Ауслендер» прекрасно подойдет в качестве номинанта премии Александра Пятигорского, чья цель – поддержка интереса к философствованию за пределами академического сообщества.

Номинатор: Леонид Юзефович, писатель

Русская нация или Рассказ об истории её отсутствия
Русская нация или Рассказ об истории её отсутствия

Русская нация или Рассказ об истории её отсутствия

Сергей Сергеев
М.: Центрполиграф, 2017 г.

Русская нация или Рассказ об истории её отсутствия: история русского народа, на плечах которого держались все инкарнации Государства российского: Московского царства, Российской империи, Советского Союза — и держится ныне Российская Федерация. Книга Сергея Сергеева – первая попытка объяснить причины неудачи нацбилдинга в России. Автор полагает, что причина поражения русского нацбилдинга в том, что «русские в течение всей своей истории, за исключением краткого периода 1905-1917 гг., не являлись политической нацией. Они были и остаются «государевыми людьми», служилым народом, на плечах которого держались все инкарнации государства Российского». Таким образом, автор делает акцент на неразвитость институтов, обеспечивающих автономию общества от государства, как в средневековой Руси, так и в современной России. В год 100-летия Октябрьской революции Сергеев показывает, почему в России так и не возникло современное национальное государство эпохи модерна. Его книга будет полезна для всех, кто изучает историю России и русской политической мысли, а также извлечь уроки из истории, как недавней, так и давно минувших дней.

Номинатор: Святенков Павел, политолог, журналист

Бес искусства. Невероятная история одного арт-проекта
Бес искусства. Невероятная история одного арт-проекта

Бес искусства. Невероятная история одного арт-проекта

Андрей Степанов
СПб.: Азбука, 2016 г.

Роман схватывает одну из важных черт глобальной современности – проективный характер мышления, воображения, социального поведения, управления. Мир есть результат конкретных конструирующих усилий конкретных людей, движимых конкретными целями. История есть результат изменений в поле рациональной (прежде всего экономической) ориентации. Эмоциональная мотивация также есть не что иное, как предмет рационального администрирования иррациональных аффектов. Как ни странно, именно современное искусство, – точнее рынок современного искусства и разветвленная инфраструктура, его обслуживающая, – представляет собой почти идеальную модель так понимаемого мира. Именно эту симптоматику и обнажает роман А. Степанова, увлекательно и иронично изображающий встречу «глобальных трендов» и «локальную специфику» хорошо узнаваемого провинциального уральского города, ставшего культурной столицей и местом реализации одного арт-проекта.

Номинатор: Илья Калинин, филолог, литературный критик

Памяти памяти
Памяти памяти

Памяти памяти

Мария Степанова
М.: Новое издательство, 2017 г.

«Памяти памяти» Марии Степановой – это повествование, сюжет которого тождественен путешествию мысли. Пытаясь разложить прошлое на живые, а не «типичные», не мифологизированные человеческие голоса, автор выстраивает почти ассоциативный нарратив, в котором переплетены до неразличимости «жизнь ума» и «жизнь сердца». На русском языке до сих пор такого не было.

Номинатор: Анна Наринская, литературный критик

 

Это тончайшее исследование того, как работает память – частная, семейная, коллективная, социальная; как и благодаря чему сохраняется наше прошлое (и что такое в этом смысле «наше»), и почему попытки его удержать обречены на неудачу. И, не в последнюю очередь, это просто выдающаяся проза.

Номинатор: Юрий Сапрыкин, журналист

 

Полагаю эту книгу подлинным явлением русской прозы. Впечатляющим, прежде всего, тем, что историческая память истолкована в ней как призвание. Этот математический, позитивистский, бесстрастный, суховатый язык работы с прошлым сопоставим на равных с Арендт; это умение выхватить, вскрыть, мгновенно развоплотить человеческие эмоции стоит близко к таланту Зонтаг. 

Но ни в том, ни в другом у Степановой нет ничего подражательного, не «своего».

Точность слова, но и филигранная точность позиции включенного наблюдателя поднимают эту почти по-академически строгую прозу на уровень свидетельства, вот только о чем?

О способности помнить так, чтобы ни «памяти», ни «беспамятству» не грозил социальный (само)суд, чтобы «вина» была лишена привкуса полноты, а требовательность к прошлому постоянно не оборачивалась бы обрывом связей.

Пожалуй, это первая попытка на сломе советского-постсоветского твердой рукой удержать баланс сразу нескольких плоскостей: русского опыта ХХ века как опыта мирового, еврейского опыта ХХ века как опыта экзистенциального, семейного быта ХХ века как всечеловеческого, что ли: поставить в ряд будничных проблем не что иное как жизнь и смерть. 

На своеобразных философских распорках между жизнью и смертью построено все повествование, глядящее в сугубую, щемящую вековечность вещей и людей так, что любая его страница выхватывает из исторического потока ту или другую деталь человеческого сознания-существования с тем, чтобы придать ей отдельный или, как любит говорить Степанова, «специальный» смысл. 

Деталь обрабатывается со всех сторон, да простит меня Маша, с точностью часовщика или землемера – с лишенным всякого надрыва (а как сложно соблюсти здесь меру!) намерением оценить человеческую жизнь в ее привычном течении в плоскости отчетливого умирания и столь же отчетливой бесконечности. 

Я не представляю, как можно было подать это таким бесшовным швом, но Степановой это удается по-чеховски легко – изнутри длящегося опыта потерь и превращений сознания, а не событийной его канвы. Грубо говоря, в этой книге могло бы ничего и не происходить, но в ней постоянно нечто да случается… И реальностью, без преувеличения, русского национального опыта становится эта вольная, раскованная вязь описаний человека в трагической истории, «штучной и типической», как говорится на одной из определенно педантичных страниц книги, намеренной вскрыть призвание помнить как способность быть.

Номинатор: Ирина Чечель, шеф-редактор интернет-журнала «Гефтер»

 

Нечто великое…

Номинатор: Глеб Павловский, политолог

Поэма «Горгород»
Поэма «Горгород»

Поэма «Горгород»

Мирон Федоров
2015 г.

Разрывающие привычные шаблоны форма и ритм уличного философствования. 13 ноября 2015 года в Youtube выложен альбом «Горгород» в стиле рэп. Автор – русский поэт с филологическим Оксфордским образованием, пишущий под псевдонимом Оксимирон (Мирон Янович Федоров). Все тексты треков альбома являются цельным произведением – поэмой, они были почти моментально распространены по сети. Поэма стала предметом детальнейшего анализа со стороны разной аудитории: от профессиональных филологов, семиотиков, философов до мальчишек с городских окраин, увлеченных рэпом. Альбом послушали миллионы, в сети десятки тысяч страниц обсуждения произведения. Слушатели и читатели поэмы спорят о том, что такое литература и философия, что такое цитирование и первоисточники, что такое антиутопия, почему опять так актуальна стоическая философия, которая явно и не явно упомянута в поэме. О Толкиене и его символике в «Горгороде», о библейских сюжетах, мягко и бережно (хотя и с ненормативной лексикой почти во всех треках) внесенных в череду многомерного, как и положено по законам «большой литературы», переплетения образов и сюжетных линий поэмы. С точки зрения вовлечения в философию, в культурологию, в литературу – это небывалое действие. Но моя оценка этого произведения как философского лежит не столько во внимании к набору пунктов, разбор которых заставляет читателей пройти сопоставимый и по человеко-часам и по качеству курс, характерный для гуманитарного факультета. И не в случайных играх ассоциаций: пять героев-пять вершин в горгороде-пятигорщина. Основная причина подачи на премию Александра Пятигорского – это реализация Автором в «Горгороде» внутри формы рэп-поэмы (рэп-пьесы, рэп-оперы) принципа жесткой позиционности разговора без потери возможности внешнего наблюдения. Не каждая пьеса автоматически дает – позиционность! Мирон Федоров в своём формате сделал то же самое что Марсель Пруст в своём: разобрал себя, свои непримиримые и одновременно со-существующие фигуры сознания – на части и положил их как отдельные – но в единое и завершённое литературное произведение. Это даёт шанс слушателю сделать то же самое: и ангажироваться с какими-то позициями, и одновременно не-ангаживаться, оставшись наблюдателем – проходя по альбому от начала и до конца, целиком. Крепко завязанная в «Горгороде» неувязываемость двух разных философий – позиционности и отстраненной наблюдательности – стала вдруг предметом публичного обсуждения, озадачила и удивила: а кто же автор? кто автор «Горгорода», а кто писатель Марк – главный герой произведения? Это удивление дорогого стоит.

Номинатор: Анна Елашкина, философ

Метафизика Венеции
Метафизика Венеции

Метафизика Венеции

Глеб Смирнов
М.: ОГИ, 2017 г.

Я бы хотел выдвинуть книгу Глеба Смирнова «Метафизика Венеции». В ней автор разворачивает такую «философию города», которая при всей своей предельной конкретности открывает методические перспективы для других городов и опытов. Кроме того, эта книга отлично написана: не теряя глубины, она «user friendly».

Номинатор: Александр Генис, писатель, литературовед, критик

Головастик и святые
Головастик и святые

Головастик и святые

Головастик и святые
М: РИПОЛ классик, 2016 г.

Книга отличается не банальным сюжетом (своего рода «новая деревенская волна»), интересной фабулой (личный опыт общения автора), ну и юмором, конечно, своеобразным.

Номинатор: Валерий Суровцев, философ

Но кто мы и откуда. Ненаписанный роман
Но кто мы и откуда. Ненаписанный роман

Но кто мы и откуда. Ненаписанный роман

Павел Финн
М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016 г.

«Но кто мы и откуда» – это и документальный роман, и портрет поколения. Книга, в которой рефлексия человека, автора знакового фильма «Объяснение в любви» проходит самые разные стадии в зависимости о времени и личных творческих усилий. Близость с такими фигурами как Шпаликова, Тарковский, Авербах – режиссеров, что всегда следовали «философии жизни» и фиксировали ее во времени – придает книге особую глубину.

Номинатор: Елена Шубина, издатель

От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир
От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир

От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир

Михаил Эпштейн
М.-СПб.: Центр Гуманитарных Инициатив, 2016 г.

Известный российско-американский культуролог, философ, филолог Михаил Эпштейн испытывает настоятельный интерес к «участкам соседства» гуманитарных теорий и творческими практик. По его мнению гуманистика сейчас впервые переходит из спекулятивной стадии в стадию практическую. Эпштейн сосредоточен на развитии конструктивного потенциала гуманитарного исследования. Он ведет речь о «трансформативной гуманистике», которая намерена строить, условно говоря, технологии – формировать новые литературно-художественные и философские движения, интеллектуальные сообщества, культурные институции. Его «проективная метафизика», занимающаяся созданием альтернативных миров – выразительный случай для Премии Пятигорского, направленной на выявление промежуточной зоны между мыслью и чувством.

Номинатор: Сергей Ковалевский, заместитель директора по проектно-исследовательской работе, Красноярский музейный центр

Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров
Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров

Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров

Михаил Эпштейн
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016 г.

Совершенно очевидно, что на Литературную премию имени Александра Пятигорского можно номинировать любую книгу Михаила Эпштейна – философа, исследователя культуры, лингвиста, литературоведа. Из последних – я люблю и хочу выбрать эту: «Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров». Проходя по литературоведческим пунктам, где поэзия – это особое творческое восприятие мира, улавливающее в любом явлении – образы других, их отражение, сходство или различия; приводя ценные примеры, оперируя критическим аппаратом, – Михаил Эпштейн показывает, что цивилизация ХХ–ХХI веков создает новый транскультурный тип личности – мультивидуум, метафорическое существо. Поэзия, считает автор, более рациональна, чем история, и сближается с философией. У каждого вида человеческой деятельности есть поэтическая функция: квантовая физика нарушает логику эмпирического рассудка, у теории относительности – метафорический взгляд, поэтичен Интернет, мгновенно отправляющий «наши мысли и облики на любые расстояния» – все это, по Эпштейну, «физика поэзии», «технопоэйя». Создатель «Проективного словаря гуманитарных наук» также вводит в обиход термины «антропопоэйя», «социопоэйя», «эконопоэйя», «ноопоэйя» (наука как сверхпоэзия): «всюду мы видим поэтическую работу Вселенной, которая раскрывается на уровне фундаментальной науки», – пишет Эпштейн и доказывает, что поэтизация – вектор исторического прогресса. Неслучайно, одним из адресатов книги является Алексей Парщиков – поэт-метареалист («метареализм» – это так же дефиниция М. Эпштейна), визионер, в творчестве которого так ярки метафорические сопряжения явлений разных порядков, от бионики до техники: хлорофилл и хромосомы, пушки и дирижабли Парщикова – полноправные герои, одновременно, и фигуры интуиции. В 2008 году Парщиков писал автору: «Мне дорого каждое твое слово, потому что иногда я понимаю, что «думаю через тебя». Коммуникационные ли это возможности твоего мозга? Не знаю. Возможно, наше общее время нам подарило свои подходы к взаимной ментальности, допуск к полям…». «Поэзия выходит из своей ранней, словесно-стиховой формы и, как двигатель самых мощных трансформаций, вооружается энергией науки и техники, инструментами всех знаний и профессий, чтобы также магически преображать мир, как это раньше удавалось только в стихах и песнопениях», – заключает Михаил Эпштейн.

Номинатор: Екатерина Дробязко, литературовед, журналист